2024-11-28

chrisbaggins: (Default)
2024-11-28 09:13 am

Рассказ о одном капитане

Вчера узнал про интересное событие времён Первой мировой - Ледовый поход Балтийского флота в 1918 году. Признаюсь честно, прочитал об этом первое в жизни. В школе, на уроках истории, об этом подвиге не упоминали.
Да - это был настоящий подвиг. Корабли флота, находившиеся в Ревеле, в феврале были перебазированы в Гельсингфорс. А потом, в связи с угрозой захвата кораблей германскими (и, вероятно, финскими) военными частьями, советское правительство приказало перебазировать флот в Кронштадт. Поход был выполнен в трёх этапах, в течение апреля 1918 года, в очень трудных, практически зимних условиях.
Особенно хочу подчеркнуть - этот поход был военной операцией, проведенной по приказу правительства, а народным комиссаром по военным и морским делам в то время был Лев Троцкий.
Операцией руководил капитан 1го ранга, Алексей Михайлович Щастный. С января 1918 он был в должности старпома начальника военного отдела Центробалта и фактически руководил Балтийским флотом. В апреле его официально назначили на должность начальника морских сил - и в этой должности он выполнил приказ перебазирования кораблей Балтийского флота в Кронштадт.
Как я написал выше, поход был реализован в трёх этапах, в итоге в Кронштадт перешло 236 кораблей и судов. В их числе были - 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подлодок. Некоторые из этий кораблей участвовали потом в обороне Ленинграда во время блокады.
Несмотря на тяжелые морские условия, а также ослабление дисциплины во флоте, ни один корабль не был потерян - ни во время перехода в Гельсингфорс, ни во время перехода в Кронштадт. Капитан Щатный покинул Гельсингфорс на штабном корабле, который ушёл в Кронштадт одним с последних.
Само собой, этот подвиг сильно поднял авторитет капитана Щастного среди моряков. Увы, началству не был тогда нужен авторитетный командир во главе сильного морского флота. Кроме того, Щастный разгласил секретную телеграмму Троцкого и Беренса о, цитирую "денежном вознаграждении для лиц, которые будут взрывать и топить корабли в случае необходимости". Телеграмма была от 21 мая 1918 года - а уже 27 мая Щастного арестовали по личному распоряжению народного комиссара по военным и морским делам.
Суд был, как обычно в то время (да и позже тоже) стремительным и строгим, главным и единственным свидетелем был Троцкий собственной персоной. Он же сформулировал абсурдное обвинение, которое вкратце можно определить так, цитирую "Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против советской власти“. Смертный приговор был исполнен 22 июня 1918 года - капитан Щастный стал первой смертной жертвой "красного террора".
Кажется мне, что это первый в истории военноморских действий случай, когда командующего флотом, исполняющего прямой приказ своего непосредственного начальника, расстреляли за успешное выполнение того же приказа. Своими действиями Щастный спас от потенцияльного захвата или уничтожения множество воевых и вспомогательных кораблей. Правда, теперь некоторые считают, что угроза захвата была минимальной, но тогда ни Щастный, ни тем более полный игнорант Троцкий не могли об этом знать точно. Зато немцы могли (и небезобоснованно) опасаться Балтийского флота. Об этом свидетельствуют так записи Брестского мира, как и действия немецких войск в марте 1918 (десант на Ханко).
Короче, немцы любой ценой хотели нейтрализовать Балтийский флот, и его успешный переход в Кронштадт их никак не устраивал. Тем более, что у них тогда не было уже сил да средств, чтобы атаковать или перехватить корадли на рейде Кронштадта. И тут появляется вопрос - про причину той таинственной телеграммы Троцкого и Беренса о взорвании кораблей в случае необходимости. Прошу обратить внимание - это не приказ, всего лишь заявление о вознаграждении. Но такое заявление, когда во флоте было, мягко говоря, революционное возбуждение, могло привести к плачевным результатам.
Щастный, пользуясь своим авторитетом среди моряк, обнародовал эту телеграмму, и, вероятно, третий раз спас флот - на этот раз от горе-комиссара Троцкого и начальника штаба флота Беренса. Некоторые историки считают, что телеграмма была следствием тайного договора между советским и германским правительствами. Об этом косвенно свидетельствует резкое поведение Троцкого и очень слабая защита Щастного. Троцкий, кстати, лично присутствовал при расстреле, так что я лично думаю, что Щастный знал больше, чем сказал на суде. Поэтому настолько быстро его осудили.
Вдругой стране и в других услоиах капитана Щастного наградили бы, ставили бы ему памятники и упоминали на уроках истории. Увы, в своих честных действиях он пересек дорогу людоеду, который, вероятно, предал доверенный ему флот. Правда, людоеда Троцкого настиг потом бумеранг от другого людоеда. Но это не вернуло жизнь капитану Щастному.

Биография капитана Щастного

История Ледового похода

Оригинал записи на Дыбре